В XVII-XVIII вв. развитие А. х. определялось соперничеством ученых, представителей католицизма и протестантизма. Изучение раннехрист. древностей католич. стран сосредоточилось вокруг собирания святынь. В спорах по вопросам догматики и литургики нередко прибегали к подделкам надписей, печатей и т. п., чтобы подчеркнуть вклад Римской Церкви в развитие христианства. Протестанты, отрицавшие все, что исходило из Рима, приписывали фрески катакомб средневек. монахам, подвергали сомнению датировки и подлинность погребений и т. д. Но создание церковных собраний «мраморов» и мозаик, а позже и лапидариев с каталогами привили почтение и интерес к находкам, способствовали их сохранению. В Риме продолжались труды по описанию храмов (П. де Анджелис, Дж. Северано, Дж. Гримальди, А. Донати), исследовались Неаполь (Ж. ), Равенна (Дж. Дж. Чампини), Сирак
Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. (Музеи Ватикана)Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. (Музеи Ватикана)
В эпоху Возрождения стимулирующее воздействие на А. х. оказало зарождение интереса к античности и первые значимые находки христ. памятников в Риме (статуя Ипполита пресвитера, саркофаг Басса Юния и др.). А. х. сохраняла описательный характер до начала Реформации (Т. Альфарано, О. Панвинио, Альд Мануций, П. Угонио), когда в ответ на критику ученых-протестантов, указывавших католич. Церкви на ее «порчу (см. в ст. « »), их оппоненты как к аргументам обратились к материальным свидетельствам, выявленным А. х. (Ц. ). Целенаправленное натурное изучение катакомб как памятников ранней Церкви начал А. .
Вскоре после утверждения христианства в Римской империи св. равноап. имп. Константин Великий принял меры к отысканию, сохранению, прославлению Креста и Гроба Господня в Иерусалиме (326), святых мест. Со 2-й пол. IV в. известна традиция раскопок с целью обретения мощей, особо развитая в средневековье. Большое внимание реставрации катакомб, о посещении к-рых пишет уже блж. Стридонский, уделяли папы Римские. В ризницах соборов хранились огромные собрания святынь, впосл. ставшие опорой для изучения А. х. В хождениях многочисленных паломников описаны древние христ. святыни (итинерарии по Риму известны с VII в., самый подробный - , 1120-1140); в XII в. делались попытки систематического описания собора ап. Петра (П. Маллио) и (диак. Иоанн).
Обретение мощей св. Амфивала. Миниатюра. XIII в. (Королевская б-ка Альберта I. Брюссель)Обретение мощей св. Амфивала. Миниатюра. XIII в. (Королевская б-ка Альберта I. Брюссель)
География А. х. охватывает территорию Римской империи и пространство, на к-ром до VIII в. существовали общины или велась проповедь христ. вероучения (Средиземноморье, значительная часть Евразии вплоть до Дальн. Востока и Индийского океана); в России памятники А. х. обнаружены в Причерноморье и на Сев. Кавказе. Хронологические границы зависят от научной школы и конкретной территории: в Сев. Африке и на Ближ. Востоке период А. х. кончается с завоеванием кочевниками и арабами-мусульманами (нач. VII в.); на Балканах, в Греции, в Болгарии, в Венгрии и в Румынии - со слав. и аварским нашествием (VI-VII вв.); во Франции и на Рейне - с появлением державы Карла Великого (VIII-IX вв.). В ХХ в. А. х. включила в сферу изучения ранневизант. и восточнохрист. материал. Об этом писал еще А. П. , отмечая разницу в изучении церковных древностей на Западе, где ограничиваются раннехрист. периодом, и в России, где археолог «обязан иметь дело не с первохристианскими только церковными древностями, но с искусством и богослужением еще и греческой церкви» (Голубцов. С. 27). В истории А. х. выделяются 4 этапа, соотносимых с общим развитием археологии: антикварный (донаучный, до сер. XIX в.); зарождение А. х. как науки (рим. школа, 40-90-е гг. XIX в.); становление метода («открытий и дискуссий», 90-е гг. XIX в.- 50-е гг. XX в.); совр. (междисциплинарный подход).
раздел археологии, изучающий древности раннехрист. общин и гос-в, преимущественно позднеантичной и раннесредневек. эпох. А. х., исследующая раннюю историю христ. Церкви, предоставляет материалы для общей . Зародилась как одна из вспомогательных дисциплин католич. церковной истории. Совр. А. х. изучает церковные сооружения, обстановку и убранство храма, богослужебные принадлежности, иконографию, погребения, надгробия, эпиграфику, святыни и др., используя общие методы критики и анализа источников (сравнительно-типологический, стратиграфический, иконографический и т. д.).
АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ
опубликовано: 28 февраля 2009г.
АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Энциклопедия издается по благословению
Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий